- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Изучение проблем оптимизации денежной эмиссии
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K012247 |
Тема: | Изучение проблем оптимизации денежной эмиссии |
Содержание
3 Содержание Введение 3 Глава 1 Теоретические основы денежной эмиссии 5 1.1. Понятие и виды денежной эмиссии 5 1.2. Роль Центрального Банка в системе регулирования денежной эмиссии 8 Глава 2 Проблемы и пути оптимизации денежной эмиссии в условиях современной экономики 12 2.1. Проблемы эмиссии денег в рыночных условиях 12 2.2. Пути оптимизации денежной эмиссии 15 Глава 3 Проблемы и прогнозы денежной эмиссии в России 20 3.1. Эмиссия денег в 2017 году в России 20 3.2. Прогноз денежной эмиссии до 2020г. 22 Заключение 29 Список используемой литературы 31 Введение Данная тема курсовой работы актуальна тем, что денежная эмиссия представляет собой одно из важнейших экономических явлений в жизни любой страны. От ее грамотной организации зависит множество экономических и социальных процессов. В настоящее время во всем мире, в том числе и в Российской Федерации, широкое распространение получили кредитные отношения, как в сфере взаимоотношений между хозяйствующими субъектами, так и между физическими лицами. Развитие коммерческих банков обеспечивает рост и развитие торговли и промышленности страны, так как они представляют собой систему экономики. Эмиссия денежных средств в России, так же как и в любой развитой капиталистической стране носит кредитный характер, что подразумевает ее специфические особенности. Банк России осуществляет в установленном законодательством РФ порядке выпуск в обращение и изъятие из обращения денежных знаков на территории РФ. Безналичная эмиссия денег осуществляется в процессе депозитно-ссудных операций. Банк России регулирует наличную и безналичную эмиссию средствами денежно-кредитной политики. Использование эмиссии денег непосредственно для финансирования дефицита государственного бюджета РФ запрещается. Объект исследования: наличные и безналичные деньги. Предмет исследования: эмиссия денег. Цель курсовой работы - изучение проблем оптимизации денежной эмиссии. Задачи курсовой работы: - определить понятие и виды денежной эмиссии; - рассмотреть роль Центрального Банка в системе регулирования денежной эмиссии; - представить проблемы эмиссии денег в рыночных условиях; - рассмотреть пути оптимизации денежной эмиссии; - проанализировать эмиссию денег в 2017 году в России; - представить прогноз денежной эмиссии до 2020г. Методология и методы исследования. Методологической основой исследования стал всеобщий диалектический метод, а также общенаучные и частно-научные (сравнительно-исторический, логический, статистический, социологический, сравнительно-правовой, метод системного анализа). Структура курсовой работы состоит из введения, трех глав, заключения и списка используемой литературы. Глава 1 Теоретические основы денежной эмиссии 1.1.Понятие и виды денежной эмиссии Слово «эмиссия» происходит от латинского слова emissio, что означает «выпуск», а в некоторых источниках высказывается предположение от французского emission– выпуск. Под эмиссией в современном его значении понимается выпуск ценных бумаг, банковских билетов и бумажных денежных знаков. Содержание понятия эмиссии по-разному трактуется экономистами и юристами. Представляется важным, во-первых, принять единое определение этого термина, во-вторых, различать понятия эмиссии и выпуска денег, что не прослеживается в законодательстве РФ. В современных условиях можно сформулировать основные признаки денежной эмиссии: 1. конституционно-правовой характер (в соответствии с п. «ж» ст. 71 Конституции денежная эмиссия отнесена к исключительному ведению Российской Федерации); 2. публично-правовая природа (денежная эмиссия направлена на обеспечение интересов всего общества и не может проводиться в корпоративных интересах отдельных политических, социальных или экономических групп); 3. единство и взаимосвязь правового механизма (денежная эмиссия проводиться согласованно и скоординировано с другими элементами внутренней и внешней политики России, на основании единых правил на всей территории). Денежная эмиссия представляет собой выпуск в обращение денежных знаков и в течение уже нескольких веков является суверенным правом государства. Между тем, с точки зрения экономики, не всякий выпуск денег признается эмиссией, а лишь тот, который ведет к увеличению денежной массы в стране. Таким образом, денежную эмиссию следует отличать от выпуска в оборот денежных знаков, который может и не сопровождаться ростом денежной массы, что, в частности, происходит при замене ветхих и поврежденных бумажных купюр. Каждое государство имеет единую денежную единицу, и наличие нескольких денежных единиц способно разрушить экономику. Поэтому Конституция России запретила введение иных денежных единиц, помимо рубля (ст. ст. 71, 75, 106). Кроме того, законодательство России запрещает введение денежных суррогатов (денежные единицы, эмитируемые иными субъектами помимо государства). В России не допускаются введение и эмиссия других денег. Банк России осуществляет и наличную, и безналичную эмиссии. Банкноты (банковские билеты) и монеты Банка России являются единственным законным средством наличного платежа на территории Российской Федерации. Кроме того, в экономически развитых странах денежный оборот более чем на 90% осуществляется в форме безналичных расчетов. Поэтому эмиссия производится главным образом не за счет эмиссии банкнот (наличных денег), а благодаря депозитарно-чековой эмиссии, осуществляемой в процессе кредитования эмиссионным банком коммерческих банков. Этим правом в России также обладает исключительно Центральный банк РФ (ст. ст. 4, 29 Федерального закона от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»). Законодатель использует понятие «эмиссия» в нормативных правовых актах без раскрытия его содержания. Показательным примером может служить ст. 75 Конституции Российской Федерации, закрепляющая, что денежная эмиссия осуществляетсяисключительно Центральным банком Российской Федерации. Эмиссия начинается с момента принятия решения субъектом (уполномоченным на это лицом) о выпуске объекта эмиссии, а заканчивается непосредственным выпуском объекта эмиссии в обращение. В некоторых случаях окончание эмиссии может включать дополнительные уведомительные (для уполномоченных государством субъектов) или регистрационные (уполномоченными на то субъектами) действия. Внутреннее законодательство Российской Федерации выделяет три объекта эмиссии: ценные бумаги, деньги и банковские карты, тогда как в международных нормативных правовых актах с участием Российской Федерации устанавливается значительно больше возможных объектов эмиссии. В России действуют следующие принципы эмиссии наличных денег: 1. Принцип необязательности обеспечения (не устанавливается официальное соотношение между рублем и золотом или другими драгоценными металлами); 2. Принцип монополии и уникальности (эмиссия наличных денег, организация ихобращения и изъятия на территории России осуществляются исключительно Центральным банком России); 3. Принцип безусловной обязательности (рубль является единственным законнымплатежным средством на территории России); 4. Принцип неограниченной обмениваемости (не допускаются какие-либо ограничения по суммам или субъектам обмена; при обмене банкнот и монет на денежные знаки нового образца срок их изъятия из обращения не может быть менее одного года и более пяти лет); 5. Принцип правового регулирования (решение о выпуске денег в обращение иизъятии их из обращения принимает Совет директоров Банка России). Поскольку под эмиссией принято считать выпуск чего-либо, то ее содержанием является процедура - определенная совокупность установленных Российской Федерацией действий субъектов. Эмиссия денежных знаков начинается с момента принятия решения субъектом (уполномоченным на это лицом) о выпуске объекта эмиссии, а заканчивается непосредственным выпуском объекта эмиссии в обращение. Таким образом, подводя итог можно отметить, что право на эмиссию официальных платежных средств (наличных и безналичных денег) состоит в выпуске в обращение и изъятии из обращения денежных знаков: организации изготовления денежных знаков в форме банковских билетов (билетов Центрального банка) и монет; регулировании денежной массы в обращении (кредитно-денежная политика). Эмиссия наличных денег тесно связана с эмиссией безналичных (банковских) денег: определение соотношения между ними - одна из основных задач, стоящих перед центральным банком в процессе осуществления им кредитно-денежной политики. Субъект эмиссии в рамках процедуры эмиссии осуществляет выпуск объекта эмиссиии, являясь эмитентом, тем самым совершает эмиссионную деятельность. Таким образом, эмиссионная деятельность субъекта составляет всю или часть процедуры эмиссии, в которой могут быть задействованы иные субъекты, не являющиеся эмитентами (например, регистрационные органы государства). 1.2.Роль Центрального Банка в системе денежно-кредитного регулирования России Деньги – важнейший элемент рыночной системы хозяйства, а стабильность денежной системы государства – непременное условие нормального функционирования всей национальной экономики. Расстройство денежного обращения вызывает значительные темпы инфляции, подрыв рыночных механизмов, экономики в целом. Значительное место в государственном регулировании денежного обращения принадлежит центральному банку (ЦБ) в силу его ключевого положения в национальной системе кредитно-денежных отношений. Его возможности по контролю за приростом денежной массы значительны: 1. косвенное воздействие на денежную базу (сумму наличных денег, остатки на резервных счетах коммерческих банков в ЦБ) через предоставление своих ресурсов. Центральные банки могут устанавливать различные резервные нормы в зависимости от срока деятельности банка, величины его активов, региона, где банк осуществляет основную массу своих операций и обладает развитой филиальной сетью. В некоторых странах для банков, нарушающих обязательные требования, устанавливаются повышенные штрафные резервные нормы. Резервированию подлежат различные компоненты денежной массы, что позволяет Центральному банку не только влиять на ее объем, но и определять ее структуру; 2. проведение операций на открытом рынке. Под такими операциями понимается покупка и продажа государственных ценных бумаг (облигаций государственных займов) у финансовых посредников и населения; 3. рефинансирование. Центральный банк предоставляет ссуды коммерческим банкам. Чем меньше процент по этим ссудам, тем больше денежная масса и наоборот; 4. изменение уровня банковской ликвидности, т.е. способности банка погасить в срок свои обязательства, определяемая отношением и структурой активов и пассивов банка. Возложенную на него функцию контроля за денежным обращением центральный банк может осуществлять в нескольких формах. Во-первых, только ему подчинена денежная эмиссия. Здесь надо заметить, что для эффективного выполнения центральным банком своих задач необходимо исключить возможность любого давления со стороны правительства либо других государственных структур для осуществления своей политики или ведения других операций, так как подобное вмешательство может вызвать бесконтрольное увеличение ликвидности банковской системы. В подавляющем большинстве стран есть специальный закон о Центральном (Национальном, Федеральном резервном, др. – от названия не меняется сущность) банке, устанавливающий его независимость от правительства, главы государства и парламента. Но, естественно, мероприятия ЦБ проводятся по согласованию с правительством и в рамках общей национальной политики. Во-вторых, центральный банк осуществляет косвенный контроль над денежной массой через воздействие на процентную ставку – норму минимальных обязательных резервов на счетах в центральном банке для коммерческих банков, который осуществляется законодательно, с дифференциацией по видам депозитов и кредитных институтов. Для понимания этой операции необходимо остановиться подробнее на таком термине, как банковская ликвидность, то есть способность превращаться в наличные деньги. Совокупная ликвидность банковской системы обеспечивается центральным банком путем обмена платежных исков к нему самому на долгосрочные активы коммерческих банков (в реальной практике в качестве залога). Таким образом, ЦБ выступает в роли «последнего кредитора в критической ситуации». Эта операция позволяет коммерческим банкам-держателям неликвидов удовлетворять требования вкладчиков на фонды. Высокий уровень ликвидности при низкой норме процента, прежде всего, расширяет спрос на кредиты и государственные ценные бумаги со стороны частного сектора, а также стимулирует рост расходов частных лиц на товары и услуги, вызывает повышение уровня экономической активности, то есть оказывает давление на рост цен, уровень ценовой инфляции. Поэтому увеличение нормы минимальных обязательных резервов путь к уменьшению ликвидности банковской системы, ограничению кредитных операций и, как конечный результат, вызывает сокращение темпов роста денежной массы. Для регулирования совокупной ликвидности центральный банк в соответствии с целями национальной политики, кроме изменения нормы процентной ставки, прибегает к ряду других методов, осуществляя прямое финансирование правительственных расходов, покупая ценные бумаги, ведя операции на открытом рынке. В-третьих, это сокращение кредита, неизбежное в условиях высокого уровня притока капитала из-за границы. Необходимо отметить, что долгосрочные сберегательные активы небанковских структур тоже могут колебаться. Поэтому кредитная экспансия только частично увеличивает количество денежной массы, а сокращение объемов предоставляемых кредитов лишь частично ее уменьшает. В целом можно сказать, что влияние ЦБ значительно, но отнюдь не имеет определяющего значения. Глава 2 Проблемы денежной эмиссии в условиях современной экономики 2.1. Проблемы эмиссии денег в рыночных условиях Роль эмиссии в России, как и в экономике любого государства, с тех пор как возникли деньги, весьма противоречива. Она влияет на укрепление и ослабление экономики, повышение доходов государственных бюджетов и покрытие их дефицитов, изменение покупательной способности и валютных курсов национальных валют. В этой связи, естественно, внимание ряда экономистов обращено к вопросам эмиссии денег. Денежная масса возрастает в результате эмиссии базисных денег центральным банком и вследствие мультипликации коммерческими банками кредитов и депозитов. Прирост количества денег (эмиссия) существенно отличается от их базисного остатка (денежной базы) в количественном и качественном отношениях. Прирост может быть больше базисного остатка, и может быть меньше базисного остатка, как это было, например, в 2000 г. В качественном отношении базисный остаток денег может способствовать относительной пропорциональности экономики, а прирост денег может нарушить ее пропорциональность. И наоборот, базисный остаток денег может быть связан с кризисной ситуацией, а прирост его - смягчить экономический кризис. Инфляция денег происходит и под воздействием искусственного повышения цен. Эмиссия денег в этом случае является следствием повышения цен. Здесь также существует прямо пропорциональная зависимость: во сколько раз выросли цены, во столько же раз при всех прочих неизменных условиях должна вырасти масса денег. Такая эмиссия денег объективно необходима, поскольку без нее затрудняется оборот товаров. Она является следствием инфляции, а не ее первопричиной. Итак, инфляцию денег влечет за собой как их выпуск, так и искусственное повышение цен на товары. Это взаимосвязанные процессы. В первом случае следствием является повышение цен, во втором - эмиссия денег. Повышение цен обусловливает эмиссию денег, а эмиссия денег - повышение цен. В обоих случаях происходит изменение стандарта измерения стоимости товаров, что приводит к изменению абсолютных величин как денежного выражения стоимости товаров, так и их всеобщего эквивалента - денег. Между эмиссией и инфляцией далеко не всегда возникает жесткая причинно-следственная зависимость. И самое главное: сильный инфляционный эффект имеет лишь выпуск денег сверх необходимых потребностей. Если же эмиссия восстанавливает равновесие (восполняет дефицит), то ее эффект скорее положительный, чем отрицательный. Кроме того, ее реальные последствия во многом зависят не только от количества эмитированных денег, но и от того, как и по каким каналам, они будут запущены в оборот. Вероятность ускорения темпов денежной эмиссии в обозримой перспективе представляется более значительной, нежели вероятность усиления протекционизма. Более того, не исключено, что осуществление такого рода политики даст позитивные плоды. Если предприятия действительно смогут в ответ на увеличение совокупного спроса расширить предложение, как они это сделали в ответ на свертывание импорта, вызванное девальвацией, Беларусь вернется к высоким темпам экономического роста. Причиной серьезной эмиссии обычно служит необходимость финансирования большого дефицита государственного бюджета в условиях, когда иные способы финансирования недоступны, что характерно для развивающихся стран и стран с переходной экономикой. Однако рост денежной массы не оказывает воздействия на реальный выпуск, не ведет к развитию экономики, ее следствием является лишь высокая инфляция, осложняющая экономическую ситуацию в этих странах. Особенно негативно эмиссия воздействует на экономику в условиях стагфляции. Увеличение денежной массы в этих условиях приводит к росту объема производства, но при этом усиливает и инфляцию, а именно инфляция является главной проблемой в ситуации стагфляции. Скорость обращения денег (особенно в долгосрочном периоде) - величина достаточно стабильная. Она может меняться либо в связи с серьезными технологическими усовершенствованиями в банковской сфере (например, к росту скорости обращения денег привело появление банкоматов), либо в результате вмешательства правительства в банковскую сферу, что в развитых странах практически не наблюдается, так как центральный банк, контролирующий деятельность коммерческих банков, обладает независимостью от правительства. Величина денежной массы может меняться достаточно часто. Ее регулирует центральный банк, который обладает монопольным правом эмиссии денег. Эмиссия денег - это выпуск в обращение дополнительных денег. Увеличение предложения денег служит фактором стимулирования совокупного спроса, важным инструментом стабилизационной (антициклической) политики. Графически рост предложения денег изображается сдвигом вправо кривой совокупного спроса. Однако последствием эмиссии является инфляция. И если в краткосрочном периоде рост уровня цен сочетается с увеличением объема производства, поскольку в условиях рецессии, вызванной сокращением совокупного спроса, эта мера может использоваться в качестве стабилизатора экономики, то в долгосрочном периоде происходит лишь рост уровня цен, а объем производства не меняется. 2.2. Пути оптимизации денежной эмиссии Оптимальной эмиссии денег, постоянного регулирования соотношения денежной и товарной массы еще недостаточно. В дополнении к этому государству необходимо постоянно регулировать структуру денежной массы, добиваясь ее оптимальной структуризации на каждый данный момент времени. При этом особое внимание должно быть уделено следующим структурным соотношениям: а) оптимальное соотношение между «длинными» деньгами (с долгим оборотом), инвестируемыми в длительный оборот в реальный сектор экономики и «короткими» деньгами, обслуживающими торговые, закупочные, посреднические операции и розничный товарооборот; б) оптимальное соотношение между деньгами в наличной и безналичной форме; в) оптимальное соотношение между общенациональными деньгами - векселями (этими коммерческими деньгами) - взаимозачетом долговых обязательств, образовавшихся на базе взаимных товарных поставок или услуг; г) оптимальное соотношение между национальными деньгами и иностранной валютой в сфере денежного обращения страны, при сведении последней к минимуму на базе укрепления покупательной способности национальной денежной единицы и обеспечения доверия к ней на долгосрочную перспективу; д) оптимальное соотношение между золотовалютными резервами страны и количеством денег в сфере ее денежного обращения; е) оптимальное соотношение между суммой внешнего долга страны и ее совокупной денежной массой, а также с ее золотовалютными резервами. Оптимальное соотношение валютного курса национальной и иностранных валют. Принято считать, что низкий курс национальной валюты выгоден экспортерам и стимулирует экспорт, а высокий курс национальной валюты выгоден импортерам и стимулирует импорт. Отсюда обычно возникают попытки оптимизировать валютный курс национальной денежной единицы таким образом, чтобы он учитывал интересы, как экспортеров, так и импортеров, но с креном в пользу одних или других, в зависимости от того, в какой степени государство предпочитает стимулировать экспорт за счет сокращения импорта. Между тем такой ставшей уже традицией подход обременен антагонистическим противоречием, а именно: стране, поставившей себе задачу ускоренными темпами развивать свой экономический потенциал, причем в условиях интернационализации и глобализации экономики, необходимо одновременно и укреплять национальную валюту, повышая ее покупательную способность, и наращивать свой экспортный потенциал и увеличивать экспорт. Достижение последнего за счет девальвации национальной денежной единица противоречит первому - необходимости ее укрепления, повышения покупательной способности. Существует выход из такой противоречит ситуации. Причем, он был найден и успешно опробирован в СССР в 20-е годы, когда в стране одновременно использовались две разные денежные единицы -твердая (червонец), с очень высокой и устойчивой покупательной способностью (тем самым решалась задача укрепления национальной денежной единицы) и мягкая денежная единица (обычный рубль), которая вполне могла использоваться для стимулирования и наращивания экспорта без того, чтобы подрывать покупательную способность стабильной и значительно более дорогой национальной денежной единицы (червонца). Валютный курс, помимо прочего, определяется уровнем экономического потенциала страны, характером подключения ее национальной экономики к мировому хозяйству, проводимой стратегией и осуществляемой тактикой внутреннего и внешнего экономического развития. Создание и эффективное применение системы рычагов, направляющих денежные инвестиции преимущественно в реальный сектор экономики. Здесь речь идет о том, чтобы сделать реальный сектор экономики привлекательным для инвестирования в него денежных средств. В принципе, это необходимо достигать, применяя одновременно несколько способов: а) на всех уровнях экономики оказывать воздействие на реальный сектор экономики в направлении повышения эффективности его функционирования, что создает материально-технический и организационно-управленческий фундамент обеспечения высокой доходности денежных инвестиций, вкладываемых в этот сектор; б) формируя хорошо структурированное и четко организованное правовое пространство для всех видов денежных инвестиций в особенности тех, которые направляются в реальный сектор экономики. в) регулирование со стороны государства и крупных многоотраслевых корпораций денежных потоков таким образом, чтобы они направлялись преимущественно в реальный сектор экономики, в первую очередь в проекты, приносящие значительный эффект структуризации. Применение со стороны государства цельного спектра мер регулирования денежных потоков в стране. В каждой конкретной стране на разных этапах экономического развития целесообразно применятьразный набор методов регулирования денежных потоков. Выбор этих методов возможен между двумя крайними полюсами. Первый полюс - ограниченный набор государственного регулирования основных монетарных показателей, что характерно для ультралиберальной экономической идеологии и соответствующего ей хозяйственного механизма. В данный ограниченный набор методов регулирования входит: контроль за величиной денежной массы в ее соотношении с валовым внутренним продуктов (ВВП); величина резервов коммерческих банков в Центральном банке или Федеральной резервной системы США; чем косвенно регулируется уровень банковских процентов; валютный курс национальной валюты через участие в торгах на валютной бирже; соотношение внешнего долга страны с ее ВВП.При этом в страну свободно допускаются иностранные банки, которым предоставляются те же права, что и национальным банком, устанавливается совершенно либеральный режим ввоза и вывоза капитала, уровень налогообложения устанавливается на возможно более низком пределе, причем одинаково для всех субъектов хозяйствования (безразлично, производственное предприятие или казино); налоговые льготы не представляются никому из принципа. Второй полюс - воздействие государства на денежные потоки осуществляется по всем возможным направлениям и в разнообразных формах. При этом жестко контролируется ввоз и вывоз капитала, устанавливается государственная монополия перечисления денег зарубеж; государство само, минуя валютную биржу, определяет кус обмена национальной валюты; уровень налогообложения сильно дифференцируется по отраслям экономики, широко применяются налоговые льготы; деятельность иностранных банков в стране сильно ограничивается или даже запрещается; к внешним долгам государство не прибегает, а накопленные ранее долги стремится отдать,возможно, быстрее; в полной мере используется денежная эмиссия для активизации недоиспользуемых производственных мощностей, а эмитируемые деньги обеспечиваются товарами, дополнительно произведенными на активизированных мощностях; широко применяется государственное финансирование сферы материального производства и сфер науки и образования, в особенности объектов инфраструктуры и наукоемких проектов. Нельзя утверждать однозначно преимущества одного полюса над другим. Оба они являют две предельные крайности, и прибегать к одной из них страна может позволить себе лишь в особых обстоятельствах. В обычных, нормальных условиях социально-экономического развития стране необходимо построить собственную модель регулирования денежных потоков применительно к собственным особенностям и данному переходу развития. Такая модель всегда будет находиться между двумя крайними полюсами. Глава 3 Проблемы и прогнозы денежной эмиссии в России 3.1. Эмиссия денег в 2017 году в России В 2017 году Банк России введет в оборот купюры номиналом 200 и 2000 рублей. Об этом 12 апреля сообщилаглава ЦБ Эльвира Набиуллина. Как именно будут выглядеть банкноты, пока неясно. Набиуллина лишь сказала, что их дизайн предполагается вынести на общественное обсуждение. «На российских купюрах сейчас изображены символы российских регионов. Мы бы хотели сохранить эту традицию, но при этом дать старт новой традиции и сделать этот выбор общественным», - отметила председатель Банка России. В последний раз ЦБ вводил новые деньги в 2009 году. Тогда в России появилась монета в 10 рублей. Еще раньше - в 2006-м - начали печатать красно-оранжевые пятитысячные банкноты с памятником Муравьеву-Амурскому и мостом через реку Амур. В 2001 году россияне впервые познакомились с сине-зелеными купюрами достоинством 1000 рублей, посвященными Ярославлю. В 2015 году на сайте change.org появилась петиция завведениев оборот банкнот достоинством 2000 рублей, посвященных Владивостоку. Отмечалось, что в коллективном бессознательном благодаря песне группы «Мумий Тролль» закрепилось сочетание «Владивосток-2000». Петиция собрала 7447 подписей из 10 тысяч необходимых. Пресс-секретарь главы Чеченской Республики Альви Каримов, в свою очередь, заявил, что Грозный заслуживает того, чтобы украсить новую банкноту. «Красивый город с достойной историей. Я уверен, с этим согласится большинство россиян. Грозный достоин того, чтобы быть изображенным. И в первую очередь речь идет о мечети «Сердце Чечни», — подчеркнул он. «На наш взгляд, это позволит упростить расчеты граждан за товары и услуги», - пояснила Набиуллина. Согласно данным Банка России, значительная часть платежей в стране приходится на интервал между 100 и 500 рублями, а также 1000 и 5000 рублей. Существует устойчивый спрос на купюры промежуточного номинала. То есть регулятор вводит новые деньги, чтобы покупателям было удобнее расплачиваться в магазинах. Как уже отмечалось, для удобства потребителей нужны промежуточные номиналы. А это - 250 и 2500 рублей. Поэтому регулятор выбирал между 200 и 300, а также между 2000 и 3000 рублей. Традиционно во многих странах мира используются банкноты с «двойкой»: 2 доллара, 2 фыня (Китай, выпускался в 50-х годах прошлого века), 200 евро, 200 гривен, 2000 казахских тенге и даже 200 российских рублей 1993 года. Вполне вероятно, что Банк России просто решил не отступать от общемировых стандартов. Тем более что в стране уже давно ходит двухрублевая монета. Хотя в отечественной традиции есть и «тройки». Банкноты номиналом 3 рубля были введены в 1898 году в Российской империи, ими пользовались и в Советском Союзе (разумеется, с обновленным дизайном). Трехрублевки дожили до 1991 года, а в 2015-м ЦБ отчеканил памятную монету в 3 рубля к саммиту БРИКС и ШОС, который проводился в Уфе. Эльвира Набиуллина поспешила успокоить всех, кого беспокоит быстрый рост цен, особо подчеркнув, что выпуск купюр нового достоинства никак не повлияет на инфляцию и денежную массу. Кроме того, эмиссия не потребует дополнительных специальных затрат. С экономической точки зрения купюры такого номинала лучше выпускать, когда уровень инфляции составляет 4-6 %, отметила Набиуллина. Напомним, что к 2017 году Банк России планирует погасить рост цен как раз до 4 %. С этой целью регулятор проводит жесткую денежно-кредитную политику, выраженную в высокой ключевой ставке (11 % годовых на текущий момент). Потребительская активность населения дестимулирована, а чем она ниже, тем медленнее растут цены. Кроме того, речь не идет о безудержной эмиссии ничем не обеспеченных рублей (к этому время от времени призывает помощник президента Сергей Глазьев - по его мнению, это насытит экономику дешевым кредитом). Ветхие купюры будут постепенно изыматься из обращения, объем денег не изменится. «На сегодняшний день мы наблюдаем финансирование дефицита бюджета из Резервного фонда - в кавычках, - а на самом деле это прямая эмиссия, потому что Центральный банк не продает соответствующего количества валюты на рынке, которую он получил в свое время от Резервного фонда. То есть фактически идет эмиссионное финансирование - пока в небольших масштабах», - заявил 7 апреля председатель совета директоров МДМ-банка, бывший зампред Центробанка Олег Вьюгин. Тем не менее, это не ведет к разгону инфляции. «У Банка России достаточно средств для стерилизации денежной эмиссии. Это можно сделать, скажем, за счет снижения темпов роста предоставления ликвидности Банком России», - говорила в марте 2016 года зампред ЦБ Ксения Юдаева. 3.2. Прогнозденежной эмиссии до 2020г. Возможность решения проблемы большого дефицита федерального бюджета (3,5-4,5% ВВП) эмиссионным способом (за счёт займов у Банка России или другой подобной схемы) вызывает много вопросов. С одной стороны, такой механизм по своему принципу не отличается от финансирования дефицита за счёт расходования средств суверенных фондов: в последнем случае средства, вложенные в валютные активы, Минфин обменивает в Банке России на рубли и вливает в экономику через бюджетные расходы, т.е. де-факто деньги эмитируются. Но с другой стороны, принципиальным является то, что размер эмиссии в процессе расходования суверенных фондов ограничен размерами самих фондов. При этом ограниченность фондов говорит экономическим агентам о том, что эмиссия носит временный характер, и не угрожает финансовой стабильности. Кроме того, ограниченность эмиссии размером фондов вынуждает государство сокращать бюджетный дефицит, тем самым снижая потребность в эмиссии, т.е. в этом случае при прочих равных за ряд лет будет де-факто эмитировано гораздо меньше рублей. Неограниченное размером фондов эмиссионное финансирование бюджетного дефицита чревато тремя рисками, каждый из которых увеличивает вероятность финансовой дестабилизации экономики: большие масштабы предоставления дешёвой ликвидности; изменение ожиданий экономических агентов после включения «печатного станка»; потеря контроля над объёмами эмиссии из-за политического фактора. Масштабы эмиссионного финансирования при цене нефти 35 долл./барр. могут быть очень большими. Если рассматривать конкретно ситуацию 2016 г. с дефицитом бюджета почти в 3,5 трлн. рублей, то, если в последующие годы не снижать расходы и не тратить суверенные фонды, эмитировать нужно будет 2,5-3 трлн. рублей в год – что позволит поддерживать стабильный уровень дефицита. Эти дешёвые деньги (по ним банки не платят рыночного процента) вливаются в экономику через бюджетные расходы, что приведёт, прежде всего, к фактическому сворачиванию рублёвого рефинансирования банковского сектора со стороны Банка России. Этот процесс можно наблюдать с начала прошлого года, когда кредит Банка России коммерческим банкам во многом в связи с дефицитом бюджетной системы снизился с 9,5 трлн. рублей по состоянию на 1 января 2015 г. до 5,8 трлн. рублей на 1 января 2016 г. и 5,0 трлн рублей – на 1 февраля 2016 г. (сучётом кредитов в иностранной валюте). Ежегодная эмиссия в 2,5-3 трлн. рублей означает, что Банк России будет вынужден обнулить кредит банкам и увеличить привлечение средств банков на свои депозиты. Таким образом, благодаря проводимой Правительством бюджетной политике, регулятор лишится одного из инструментов управления ставками денежного рынка. Следом за этим можно ожидать снижения депозитных ставок коммерческих банков до уровня, существенно более низкого, чем темпы инфляции. В краткосрочном периоде это может стимулировать частное потребление, но в то же самое время будет оказывать дополнительное давление на валютный рынок. Для недопущения его дестабилизации, избыток эмиссионной ликвидности Банк России должен будет абсорбировать через механизм депозитов, а для этого - устанавливать по ним привлекательную ставку. Однако, учитывая сохраняющиеся риски, такая политика регулятора сделает для банков малопривлекательным кредитование реального сектора экономики. Очевидно, что данная конструкция в среднесрочной перспективе является неустойчивой, так как Банк России будет выбирать из двух зол: рост оттока капитала, ведущий к росту ставок для конечных заёмщиков и включению механизма девальвационно-инфляционной спирали; или удержание депозитной ставки н....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: